В эти выходные мы были на киностудии Мосфильм, и начнем наш рассказ со стенда пластического грима.
История развития пластического грима в России начинается с 1930 года и имеет свою специфику. Грим здесь приспособлен к условиям операторской техники цвето и светочувствительности киноплёнки, к условиям освещения. Совершенствуется кинооборудование, возрастают требования режиссёров к качеству грима. Всё это требует постоянного совершенствования гримёрных технологий и материалов.
Независимо от использования в настоящее время компьютерной графики в российском кинематографе, работа гримера на съемочной площадке по-прежнему остается востребованной, так как эти области дополняют друг друга, упрощают процессы создания сложных визуальных эффектов. Работа гримера делает картинку более реалистичной и живой, а компьютерная графика расширяет возможности в подготовке более масштабных визуальных эффектов.
Работа гримеров Мосфильма, похожа на работу пластического хирурга. Все что нельзя изменить с помощью обычного грима, они делают в своем цехе. Практически во всех отечественных фильмах и рекламных роликах есть частичка их труда. Изменить внешность, возраст, пол, превратить человека в чудовище – мастерам ничего не стоит.
А работает это так:
Сначала с лица актера делается гипсовый слепок.Предварительно смачивая лицо, чтобы маску было проще снять, в нос вставляют трубочки, чтобы облегчить дыхание. Слепок в точности повторяет все черты. Уже по слепку изготавливают отдельные детали, которые идеально подходят актеру.
Основные материалы для изготовления пластических накладок — различные виды силикона, латекса , желатиновые смеси, полиуретаны, и прочие эластичные материалы.
Части тела и маски делают из латекса. Это каучуковый сок дерева гивея. В России его не производят, а закупают за рубежом. Из латекса с помощью специальных химикатов и получаются другие лица.
Материалы, используемые для грима в кино, существенно отличаются от материалов и красок, используемых в театре. В театре сохраняются традиционные технологии . Грим на жировой основе, сандарачный клей, гумоз, наклейки из ваты, тюля. А современный кинематограф широко использует латексные и силиконовые накладки, акриловый и силиконовый клей, устойчивые гримёрные краски на спиртовой основе.
На киностудии Мосфильм есть слепки с лиц практически всех профессиональных актеров. Это облегчает работу гримерам, не нужно лишний раз приглашать актера для изготовления объемного грима.
Существует 2 метода грима: живописный и объёмный . Живописные приёмы грима предполагают использование только красок для имитации объёма — нужные впадины и выпуклости просто рисуются на лице, и меняется цвет кожи. Объёмный грим предполагает использование накладок, наклеек и подтяжек, а также постижёрных изделий (усы, бороды, парики).Нередко для изменения прикуса используются даже вставные челюсти и накладные клыки, изготовленные из стоматологических материалов.
Особая и очень важная отрасль грима — это изготовление постижёрных изделий (постижей). Постижёр занимается изготовлением изделий из волос: бороды, усы, бакенбарды, парики, и прочие всевозможные накладки. Изготовление накладных усов или бород это очень кропотливый процесс, требующий большого количества времени.
Он заключается в том, что с помощью маленького крючка на тончайший тюль навязываются волосы почти на каждую ячейку. Этот процесс называется тамбуровка. Парики делаются чаще всего с использованием треса — шнура из волос,сплетенных особым образом. Трес нашивается рядами на шапочку-основу для парика — монтюр.
Очень часто гримерам поступают заказы для съемок рекламных роликов. К примеру на изготовление этой маски обезьяны ушло две недели. Она мягкая и пластичная , на ощупь, будто вторая кожа Заказчику она обошлась в двадцать тысяч рублей. Все это делается вручную, актер может в ней свободно двигаться и работать.
Кстати татуировки актерам тоже делают из материалов внешне очень приближенных к коже человека. Искусство конечно требует жертв но наносить настоящие татуировки актерам не стоит. Только представьте как выглядел бы Евгений Леонов после фильма джентльмены удачи.
К сожалению в мастерской по изготовлению пластического грима Мосфильма, экскурсии не проводят, и узнать о гриме можно только на стенде расположенном в коридоре кино концерна.
Смотрите так же Экскурсия на Мосфильм
Подробнее как попасть на Мосфильм смотрите здесь:http://www.mosfilm.ru/fans/ekskursii.php