Спасо-Евфимиев монастырь: история и тайны суздальского собора
Планируя поездку в Суздаль или по знаменитому Золотому кольцу, стоит обязательно посетить Спасо-Ефимьев монастырь.
Основанный в 1352 году князем Борисом Константиновичем, изначально он был задуман как оборонительная крепость. И только спустя более 150 лет, когда здесь были упокоены мощи святого Евфимия Суздальского, здание обрело совершенно другое значение и получило всеобщее русское почитание в качестве Спасо-Евфимиевского собора.
Сегодня туристы, прибывшие в Суздаль, могут не только убедиться в величии русского зодчества, но и познакомиться с культурой, историей того времени в музее с богатой экспозицией.
История создания монастыря
Первоначально храм назывался Спасо-Преображенским монастырём, о чём можно прочесть в летописи собора, сохранившейся до сегодняшнего дня.
Первым игуменом здесь стал святой Евфимий, который также являлся духовным наставником Сергия Радонежского, одного из самых почитаемых в России святых.
Преподобный Евфимий был приглашён из Нижнего Новгорода князем Борисом Константиновичем и стал олицетворением праведности и аскетизма.
14 век – очень сложное время во всех отношениях. Это период татаро-монгольского нашествия, и нравственное падение общества – самое страшное, что грозило Руси.
50 лет возглавлял свою обитель Евфимий, и люди спешили сюда, поскольку были наслышаны о преподобном игумене как о духовном собеседнике Сергия Радонежского.
Согласно описанию жития Евфимия, святой несколько раз посещал суздальскую обитель для бесед со своим сотоварищем, так что имя его, вплоть до закрытия монастыря, глубоко почиталось в Русской Православной церкви.
Территория
Монастырь – это город в городе. Именно так говорили о самом строении современники. И действительно, монастырь напоминал небольшой город с множеством зданий различного назначения, которые были отделены от внешнего мира высоким ограждением.
Первоначально эти постройки были выполнены из дерева, и только в 17 веке была воздвигнута каменная стена протяжённостью 1 200 метров.
Поводом для строительства стало нашествие поляков и нападение литовцев, от которого монастырь очень сильно пострадал. Из тех, кто жертвовал на возведение монастыря в камне, главными лицами были Иван Грозный, князья Пожарские и Василий III.
Внутреннее убранство и символика
Расписывался храм только спустя 100 лет после строительства. К сожалению, в том месте, где должны быть имена мастеров, сейчас невозможно ничего прочитать, время не сохранило эти надписи. И только благодаря многочисленным исследованиям переписки монахов, удалось установить, что работал здесь мастер Гурий Никитин.
Роспись собора – это своеобразная книга, которая для людей неграмотных имела огромное значение. Войдя внутрь обители, можно увидеть Евангелие, притчи, лики наиболее почитаемых святых, изображение новозаветной Троицы.
За монастырскими стенами сокрыта огромнейшая территория – около 10 гектаров. И большую часть занимают монастырские сады и огороды, которые в своё время приносили обители хороший доход и являлись едва ли не единственным источником пропитания.
В 17 веке сады даже сдавались в аренду людям, которые жили неподалёку. В летописи сохранилось упоминание о том, что годовая аренда приносила доход в 300 рублей, что по тем временам было серьёзным подспорьем, на которое братья могли безбедно жить круглый год.
Во владениях собора также были поля, луга, водоёмы и леса, а в собственности находилось несколько тысяч крестьян, поставлявших еду и одежду для монахов.
В 1766 роль собора изменилась, и по приказу Екатерины II здесь была создана тюрьма для политических заключённых, а в советское время она стала в изолятором НКВД. После окончания Второй мировой войны здесь располагалась колония для несовершеннолетних.
В конце шестидесятых монастырю был присвоен статус объекта международного значения, и он вошёл в состав Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Именно после этого начался длительный период восстановления храма, который не прекращается и по сей день.
В 1992 году монастырь был включён в список ЮНЕСКО.
Для верующего человека территория монастыря – это кусочек Рая на земле, подобие небесного града, а важнейшим элементом, несомненно, является собор. Люди православные называли его оком божьим, ведь это была самая высокая точка обители. Строился храм над могилой святого Евфимия.
К сожалению, сейчас нет возможности полюбоваться на иконостас в интерьере самого собора, поскольку он был разобран в 30-е годы 20 века и передан в Москву в музей имени Андрея Рублёва.
Второе по значимости здание обители – это трапезный храм. Подобные строения были запрещены в 17 веке после реформ, которые провёл патриарх Никон.
Крестово-купольный храм, пришедший из Византии, был признан единственно правильным, а вот шатровые сооружения этим канонам не соответствовали. И Успенский трапезный храм – редкий образчик той церковной культуры, от которой со временем отказались.
Подходя к Спасо-Евфимиеву монастырю, уже издали осознаёшь всю величественность и святость этого места. Монастырь украшают мощные стены и башни форта, которые эффектно расположились по обе стороны речки Каменки.
На территории любой обители наиболее значимым сооружением всегда была колокольня, или звонница. Первоначально колокола имели совершенно иную форму и звучание. Колокол был неподвижно прикреплён к столбу, и звонарь работал непосредственно из самой колокольни. Колоколов в храме было множество, но, увы, век их был недолог. После закрытия собора в 30-х годах 20 в. колокола были сброшены.
Вот такую историю про уникальный Спасо-Ефимьева монастыря в городе Суздале нам удалось собрать для вас.
Читайте еще о музеях Суздаля
Музей деревянного зодчества в Суздале
Покровский монастырь в Суздале