Георгиевский собор в Юрьеве-Польском
Другого такого собора не найдёшь во всей России. Белокаменный, величественный и волшебный, он по сей день привлекает паломников и туристов со всего мира своей удивительной красотой и историей.
Такого количества символики и знаков трудно отыскать на любом другом храме: птица феникс, слоны, грифоны, кентавры и даже мамонты.
Построенный в начале 13 века, он до сих пор хранит в себе немало тайн, а его стены отражают целую эпоху древнерусского зодчества.
Это символ белокаменного искусства Руси, который сохранился по сей день во всей красе и свидетельствует о былой славе и величии русских умельцев.
Глядя на лаконичную форму и резьбу, которая украшает стены храма, остаётся лишь догадываться, каких бы высот достигло владимиро-суздальское искусство, если бы не вторжение монголов.
В 1152 году в оборонительной крепости по приказу Юрия Долгорукого была возведена церковь – собор Святого Георгия. Первоначально она имела привычную для того времени одноглавую четырёхстолпную форму.
Сын Всеволода III, князь Святослав III Всеволодович по прозвищу Большое Гнездо, придя к власти, распорядился разрушить храм из-за его плохого состояния и на месте постройки соорудить каменную церковь, которая по своей красоте и мастерству превосходила все остальные.
Этот храм стал последним из всех построенных на Руси церквей до прихода хана Батыя на русские земли.
Историки полагают, что именно Георгиевский собор стал прототипом для создания Успенского собора Московского Кремля.
В летописи сохранились слова о том, что храм был украшен красивой резьбой с изображениями святых, а с северной стороны Святослав III Всеволодович распорядился устроить семейный склеп. Впоследствии, в 1809 году, эта усыпальница была перестроена в Троицкий собор.
Георгиевская церковь была воздвигнута из белоснежного камня, а своды храма – из известняка.
В середине 15 века строение утратило свою былую мощь, и большая его часть обвалилась.
Из-за падения главной башни частично разрушилась облицовка стен. Изначально резьба, украшавшая здание по всему периметру, создавала целостную картину, но после реставрации она, увы, была во многом утрачена.
Сегодня остаётся только догадываться о первоначальном образе этого белокаменного храма, ведь в каждом веке, в силу природных катастроф, а иногда и соблюдения политических интересов, облик здания менялся, перестраивался и корректировался.
Так, например, после падения тяжёлого свода и частичного разрушения храма зодчий Василий Дмитриевич Ермолин в 1462 г. занялся реконструкцией церкви.
Но по определённым причинам ему не удалось полностью восстановить мозаичный рисунок, из-за чего сейчас во многих местах он нарушен.
К тому же само строение стало более приземистым. В конце 17 века рядом с собором была воздвигнута четырёхъярусная колокольня, которая в 1924 году была взорвана.
В 20-е годы прошлого столетия реставрацией храма занимались зодчие Пётр Барановский и Игорь Грабар, которые удалили все поздние постройки, благодаря чему сейчас мы можем видеть Георгиевский собор практически в первозданном исполнении.
Подходя к храму, испытываешь какой-то благоговейный трепет и ощущение, словно он живой.
Можно бесконечно прогуливаться вдоль его стен, рассматривать рисунки-мозаики и выискивать тайные знаки в скрытой символике.
Но неизменными остаются величавая мощь собора и признание великого мастерства древнерусского белокаменного зодчества.
Еще о достопримечательностях Юрьев-Польского